+7 (927) 248-89-86

Запись на консультацию

Имя*
Телефон*
Электронная почта
Сообщение

Статьи → Согласование отнесения отходов к классам опасности с точки зрения санитарно-эпидемиологического законодательства

Опубликовано: 30 мая 2019, рубрика: Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Весьма часто приходится слышать не только от предпринимателей, но и профессиональных разработчиков экологической документации, что органы Роспотребнадзора незаконно требуют отнесения образуемых отходов к классам опасности по СанПиН, который в свою очередь якобы противоречит Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.12.2014 №536. Так ли то на самом деле? 

Рассмотрим ситуацию по порядку.

В ходе плановой проверки в деятельности ООО «Ромашка» Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан установлено отсутствие согласования отнесения отходов к классам опасности с органами санитарно-эпидемиологического контроля. На основании данного нарушения ООО «Ромашка» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Поводом для возбуждения производства об административном правонарушении послужили положения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.ст. 11, 22, 39) согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности обязаны соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями. При этом состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль на соответствующей территории (п.п. 2.2, 2.10).

Отсутствие согласования может привести к тому, что определенный производителем класс опасности отходов будет установлен при недостаточном обосновании объема проведенных исследований (разделы 4,5 СанПин 2.1.7.1386-03) и в дальнейшем привести к изменению установленного класса опасности и требованиям к условиям хранения отходов.

Таким образом, доводы ООО «Ромашка» об отсутствии необходимости в согласовании паспортов отходов, разработанных и согласованных в порядке, установленном приказом Минприроды России от 04.12.2014 №536 с органами санитарно-эпидемиологического контроля являются преждевременными.

Выводы о правомерности применения рассматриваемых санитарных правил и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности подтверждаются также сложившейся судебной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.2011 №А60-27969/2010-С9).

Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 по делу №ГКПИ09-385 санитарные правила СП 2.1.7.1386-03, в части необходимости согласования паспортов опасных отходов с органами Роспотребнадзора признаны не противоречащими ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 1 постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Для полной ясности используем самый распространенный пример. Согласно ФККО табачная пыль имеет 3 класс опасности, остатки табачной мелочи, жилки табачного листа, включая пыль табачную отнесены к 4 классу, а многие другие отходы табачного производства и вовсе к 5. Но это с точки зрения охраны окружающей среды. Ведь если допустить, что табачная пыль будет несанкционированно размещена как отход на почве, то это примерно тоже самое как разместить любую другую листву или траву. Все они растительного происхождения и произойдет достаточно быстрое их разложение без нанесения явного вреда окружающей среде.

Когда речь идет о человеческом здоровье, то табачная пыль рассматривается как чрезвычайно токсичное и канцерогенное вещество, вызывающее тяжелейшие заболевания, включая рак легких. Табачная пыль не просто вредна, а крайне губительна для здоровья человека. Потому по нормам СанПиНа она отнесена к 1 классу опасности (чрезвычайно опасные отходы).

Роспотребнадзор может учитывать класс опасности отхода, определенный по ФККО, но первоочередная задача санитарных врачей сохранение здоровья человека, а не окружающей среды. Хотя никто не поспорит, что первое невозможно без второго. Однако это вопрос компетенции и правового регулирования.